ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ КРЫШ

Начало истории крыш совпадает с тем периодом, когда человек, выбравшись из пещер, начал собственными руками возводить свое жилище. Прототип крыши — простой шалаш, скаты которого являются одновременно и стенами жилища. Кстати, такое архитектурное решение до сих пор пользуется большой популярностью, особенно в странах Прибалтики. Форма крыши в виде шалаша до настоящего времени зало­жена в основу скатных кровель, независимо от их конструк­тивного исполнения.

Одновременно с шатровой крышей начали развиваться и плоские крыши, которые сооружали в рабовладельческих государствах Малой Азии и Северной Африки. В основу горо­дов этого периода входили одноэтажные постройки с плос­кой крышей. Архитектуру египтян заимствовали и жители Древней Греции. Опорой для древнегреческого жилища слу­жили деревянные или мраморные колонны, на которых укла­дывалась балочная конструкция. Сверху стелили тростник, обмазанный глиной. Со стороны жилого помещения крыша оставалась обнаженной и служила одновременно и потол­ком. Такая крыша обычно имела небольшой уклон к центру с отверстием для отвода дождевой воды. Под таким отвер­стием устанавливали бассейн, в котором собиралась дожде­

вая вода. Постепенно несущие конструкции крыши стали де­лать из бетона, который затворяли на известковом вяжущем. Конструкция плоских крыш с бетонным основанием, вода с которых через водоотливные воронки транспортируется по сети ливневой канализации, до сих пор сохранилась 8 индус­триальном жилом строительстве,.

Шатровые крыши сооружали жители Двуречья и Междуре­чья, которые предпочитали сводчатые формы с круглым ос­нованием. Здесь же впервые стали применять золото в каче­стве кровельного материала при строительстве храмов и дворцов. Купольные крыши оставили неизгладимый след в храмовом зодчестве у народов всех вероисповеданий. Осо­бенный расцвет купольные крыши получили во времена средневековья, когда деталировке и архитектурному оформ­лению зданий стали уделять большое внимание.

Деревянные, скатные крыши использовали и до сих пор используют в малоэтажном строительстве во всем многооб­разии форм и стилей. В европейских городах преобладали двухскатные и вальмовые крыши под красной черепицей над жилыми домами и черного цвета — над готическими храма­ми. Модные зубчатые карнизы с огромным выносом над сте­ной, преувеличенно украшенные оконные проемы, большое количество дымовых труб над домами — вот приблизитель­ный облик европейского города. Крутая скатная крыша ста­новится наиболее видимым элементом строения, а декор и различные убранства усиливали композиционную роль жи­лища в общем плане застройки. В средние века, в эпоху ро­мантической архитектуры и готики, городские здания Север­ной Европы строились с высокими крышами, пространство под которыми состояло из нескольких ярусов. Кровля имела уклон скатов 45-75′. Такие дома до настоящего времени со — х|)||ни/1ись в Германии и странах Балтии.

И нюху Возрождения в странах Западной Европы сувели — НІНИОМ і ііГиіриіоіі помещений крутизна крыш уменьшалась. ОІ конструкции и формы крыши менялся и об — ИИ» ДОМОН Крыши іюсілппнно стали терять свою композици­онную |нни. м і ину. нп юродской застройки стали участво — iiuii. мнн. кп купоні, мим крыши уникальных зданий. Эпоха Ре­ши і пін и і ни ниш і формироиинипм французского барокко, и

Форма крыш получает новое направление — теперь они при­меняются с переменным уклоном скатов от 60 до 75’ и от 10 до 30‘, их геометрия определяет не только новую форму, но и иное зрительное восприятие. В этот период впервые стали использовать подкрышное пространство для жилья.

В эпоху классицизма и ампира с увеличением высотной застройки, повышением ее плотности и размещения зданий по линии улиц, крыши почти полностью исключаются из сфе­ры зрительного восприятия. Уклон крыш резко снижается, а подкровельное пространство используют, в основном, для размещения инженерно-технических устройств. Крыши пре­вращаются в утилитарную необходимость, а композиционная роль переходит к фасадной части здания.

В России допетровского периода города застраивались домами с крышами самых разнообразных форм, силуэт и композиция которых во многом определялись значимостью объекта. На Руси преобладали рубленые дома, из которых состояли целые города. И только в X веке в русских городах стали появляться первые каменные постройки. В рубленых домах преобладали двухскатные крыши с деревянным по­крытием из гонта. Гонт делали из древесины: пихты, ясеня и, особенно часто, из ели. Классически изготовленный гонт носит название колотого гонта. Для получения этого кровель­ного материала использовали ровные части ствола дерева, расположенные между отдельными ветвями с минимальным количеством сучков и длиной 60 см. Кололи гонт в радиаль­ном направлении. Для этого топором и молотком от полень­ев отделяли клиновидные части толщиной 2 см. Каждый клин обрабатывали двуручным резаком до получения детали кап­левидной формы толщиной около 1 см. Специальным инстру­ментом — гонтовым стругом — вырезали паз и полученные таким образом элементы сушили в течение шести месяцев. Предварительно гонт пропитывали антраценовым маслом, а после устройства кровли ее покрывали краской.

Бедные слои населения крыли крыши соломой или трост­ником, как наиболее доступным строительным материалом. Постепенно солома и тростник, как кровельный материал стали применяться все реже и реже и только в конце XX века возродились в новом качестве.

Деревянное зодчество наложило свой отпечаток и на внешний облик крыш. Россияне использовали конструк­цию крыши "на сохах" — деревянных столбах, установлен­ных в углах здания. Одной из методик возведения крыши являлась двускатная самцовая конструкция, суть которой заключалась в том, что бревна фронтонов укорачивались по мере приближения к коньку (рис. 1). Завершалась та­кая крыша треугольником, вырубленным из бревна. Кров­ля настилалась по слегам, врубленным в концы самцов и представляющим собой обрешетку. Архитектура самцо — вой крыши не ограничивалась треугольной формой. Меняя длину самцов, сооружали крышу в виде башни, которая по­лучила название "бочки" (рис. 2). Если самцы устанавли­вали с четырех сторон дома, получали крестовую "бочку". При строительстве храмов и замков крестовая "бочка" со­вершенствовалась, принимая форму луковицы, венцом ко­торой был крест, шест или другое деревянное украшение. Такие конструкции крыши применяли вплоть до конца XIX века, когда доминировать стала стропильная конструкция, сохранившаяся до наших дней без существенных измене­ний. Со временем форма шатровой крыши усложнялась, принимая четырех-, шести — и восьмиугольную форму.

Во второй половине XIX в. и в начале XX в. с внедрением строительной техники, освоением новых материалов стали вновь применять развитые формы крыши с использовани­ем чердачного пространства под устройство мансардных этажей. Вплоть до середины XX века кровельное зодчество существенных перемен не претерпело. В селах и на окраи­нах городов возводились индивидуальные постройки. Они практически не отличались от типовых проектов, за исклю­ченном некоторых деталей, в которых проявлялась робкая фшші. іии застройщиков. Среди кровельных материалов мрпмПпидм/ш листовая сталь, волнистые асбестоцемент­ных киї 1ы, и и большинстве случаев просто — солома. На­чиним і і мрмдини XX столетия, к соломенным крышам ста­ни м| іиПщ о 11, ні. о рожо и роже, отдавая предпочтение вол — МИІ 1ым ііі Опгіоцимпшні. ім листам, как наиболее дешево­му И ДІМ іупніїму МІІПІЦИІИіу

Hi

2

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ КРЫШ

/

Рис 1. Фронтон самцовой двускатной крыши: 1 — самцы; 2 — иллом; 3 — слеги

С началом XX века символом развития архитектурных форм становится железобетон. Геометрические формы кон­структивизма и рост этажности полностью меняют архитек­турный облик здания и его декоративных элементов. Крыша многоэтажек становится плоской, а в качестве элементов ар­хитектурного завершения верха здания часто используют па­рапеты с проемами для сквозного проветривания чердачного пространства. В этот период развития индустриального жи­лищного домостроения форма крыши как завершающего ар — хишктурного элемента здания была практически полностью уфіїчпни. Крыши возводились с малым уклоном, а позднее с пжи. ким покрытием. В индустриальном строительстве пре — пПмпдппи рулонные кровли на основе рубероида и битума.

Пшикам с 90 х тдов картина резко изменилась. С нача­тім | МІ ІМИ і ИИ рыночных отношений к услугам строителей и ни ||и1йщи»пп мопнились современные строительные мате­рии МЫ, X і и і| 11.11′ и ІІІІІМНІІОШІЛИ новую эру "крышного зодчест — IIII Ьич’м till) и ЛИ шин сонромонных кровельных покрытий in ущш шипи |11>иппищикі и с іроиюльствє, открыли перед за-

I фпйІЦИИІМІІ П|1ИК ІИЧШ ки ниш рпниченные возможности.

II трип і пінії мшит. і її и ( ими форма крыш, в которой про-

явилось стремление уйти от надоевших стандартных реше­ний. Все чаще стали рационально использовать под жилье подкрышное пространство — мансарды, добиваясь тем са­мым наиболее полного задействования архитектурно-плани­ровочной структуры дома.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.