Ревизия, притирка, испытание арматуры

Арматуру устанавливают на санитарно-технических системах для управления потоком транспортируемой сре­ды (воды, пара): изменения расхода, давления, перекры­тия потока, раздачи жидкости потребителю.

Арматура делится на водоразборную и трубопроводную (промышленную).

Водоразборная арматура — это краны, смесители и др.

Трубопроводная арматура делится на запорную, предох­ранительную и регулирующую (рис. 24).

Запорная арматура служит для включения или отклю­чения отдельных участков трубопроводов — это вентили, задвижки, краны, заслонки. В санитарно-технических системах в основном используется запорная арматура из серого и ковкого чугуна, реже из стали и латуни.

Вентили перекрывают поток клапаном, который пере­мещается перпендикулярно оси потока.

Задвижки перекрывают поток при движении диска перпендикулярно направлению потока. По конструкции затвора задвижки бывают параллельные и клиновые, с выдвижным или невыдвижным шпинделем.

Пробковые краны перекрывают поток пробкой с отвер­стием, плотно притертой к стенкам корпуса. При повороте пробки на 90* продольная ось отверстия устанавливается перпендикулярно потоку и подача воды прекращается.

Заслонки перекрывают поток при повороте диска во­круг вертикальной оси с помощью рукоятки.

Ревизия, притирка, испытание арматуры

Рис. 24. Трубопроводная арматура:

а — ивнпмп; Д — ллдпижкл,- а — г^рпйиийыП — доглпиод, Д — UJ3-

poflud ПЇЧ*/ Г — М&№ОВ*ЧСХ 2 — H. mwrarf fiSplffl/ 3 — ртлпЦйгЛМЯЫЧЖТ ету. пга,- 4 — СЯ :i^iJn ияаи набмш; 5 — №Ші:х і., б — и/тгь&?ль: 7 — Ф*<- сируюшаа кольцо; Я — ыыпан; 9” *г>впус, 10 — tfwrr; І і — tpww*a jt^ujhkj; Т? — провія; 13 — л>-доі? ї-іґіі, )■•? — уплешвглад; 15 — днас 16 — шар; 17 — манжеты

Шаровые краны состоят из запорного шара с отверсти­ем, к которому прижимаются уплотнительные манжеты. Шар соединен штоком с рукояткой, поворотом которой открывается и закрывается кран.

Предохранительная арматура защищает систему от повреждения при превышении предельно допустимых па­раметров транспортируемой среды. К такой арматуре от­носятся предохранительные и обратные клапаны, возду — хоотводчики.

Предохранительные клапаны автоматически выпускают воду из трубопроводов, резервуаров при повышении дав­ления сверх допустимого. При понижении давления они закрываются.

Обратные клапаны предотвращают движение воды в обратном направлении.

Воздухоотводчики удаляют воздух из трубопроводов. В автоматическом воздухоотводчике помещен поплавок. При отсутствии воды в корпусе под действием собствен­ного веса поплавок опущен вниз, и седло, через которое выходит воздух, открыто. При наполнении корпуса водой поплавок и тяга поднимаются, седло перекрывается кла­паном, прижимаемым пружиной, и вода не может вытечь из системы.

Воздушный кран удаляет воздух из трубопроводов при повороте шпинделя, который открывает седло, и воздух через отверстие выходит в атмосферу. После удаления воз­духа шпиндель заворачивают и перекрывают седло.

Регулирующая арматура служит для поддержания рас­хода или давления на уровне, обеспечивающем работу си­стемы в оптимальном режиме. Это регуляторы давления, краны двойной регулировки, трехходовые краны, диа­фрагмы. Запорные вентили, устанавливаемые перед водо­разборной арматурой, на разводках, у основания стояков и на магистралях, часто используются как регулирующая арматура.

Регуляторы давления поддерживают постоянное давле­ние в системе независимо от расхода. Регулятор давления прямого действия работает следующим образом (рис. 25).

Ревизия, притирка, испытание арматуры

Р*»о. 26. Регупягоо давления прямого дейстахн:

I — сеЛ’Го ллап. і‘.’Х 2 — дйухсллельниД ьцглип,’ J — корку с, 4 — игґОґ; 5 — рычаг; 0 — мембране голшыя; 7 — ивибр&нж; В — щлпулъп/ял труВгя; 9 — тгрсдянхжд грул, ГО — СЬВМЫЫЙ /руа

Гірк некотором расходе БОДЫ и регулируемой «ТИ Иере — мещеннем грузов задастся требуемое давление и кллпам устанавливается » определенном положении. При унепи — ченин расхода воды возрастают гиггерн длачешм п рогуля — торс, что приводит к снижению дванеиич и сети после ре­гулятора и т> камере. В результате этого давление нп мембрану уменьшится « она пжсте со цпоком и клала* how поднимется пи-грх, что увеличит приходное сечение между сгопаміг, клапаном и с ни акт потири давлення л ре­гуляторе. Это происходит до тех пор, гака данленне и ре­гулируемой сети не окажется рапным заданному. При уменьшении расход* воды н колеоалнн давления на вхо­де регулятор работает аналогичным ооргізом

Стабшшмрюр да/мснил поддерживает постоянное дав­ление перед подоршборной арматурой н уменьшает поте­ри йоды до 40%* В отличие от ресудгггорл давления ствбн —

лиэатор обеспечивает герметичное закрытие при отсут­ствии расхода воды.

Для стабилизации напора перед водоразборной армату­рой применяют квартирный регулятор давления (рис. 26). Принцип его действия следующий: при повышении дав­ления в камере за загруженным золотником регулятора мембрана прогибается вверх, и связанный с нею золотник

Ревизия, притирка, испытание арматуры

Рис. 26. Квартирный регулятор давления:

1 — накидная гайка; 2 — крышка; 3— пружина; 4, 5 — гайки; 6 — диа­фрагма; 7 — тарелка; в — корпус; 9 — золотник; 10 — прокладка; 11 — нижняя крышка; 12 — шайба; 13 — грундбукса; 14— гайка сальника; 15 — шток; 16 — маховик; 17 — пробка

прикрывает проходное отверстие, в результате чего доступ воды в сеть за регулятором уменьшается. При снижении давления золотник опускается, и доступ воды в сеть уве­личивается.

Кран двойной регулировки и трехходовой служат для ре­гулирования количества воды, поступающей в отопитель­ный прибор (рис. 27).

Ревизия, притирка, испытание арматуры

Рие. 27, Краї г лвойчЫ* рзіулирозиі* шла КДР’

I корпус, £ — кт;,’1Ьі((5 СБОрЮа; J — ftafiil&ca са/ТаННКИ; J — ругкн: 5 — pcf уттор. 6 — jргазвщуі*. 7 — пробг. э

Гіерсл >ч:ічінан№£і арматура должна Gsjtej проверена v — подготоанеяд. ч-іоби ио иремя испытаний н пкйплупгтнцни т о&г-гкте ее не ішло бьио заменять.

Религия арматуры вслючаст осмотр арматуры. пр№р — ку КоМЛЛСКТИОСТН (МЭХОВИЧКН, штурвали, P. V4V1I 11 т. л.), □чистку от консервирующего материала, промывку лсіа — ЛСЙ, ГНДраШШЧССКНС 11.1 н пневматические испытали Л U закрытом И DTKpUTOM положениях. При осмотре ВЫДОЛЛ’ ют кцчсство детален, сальниковой набішкн, уплотнитель­ные потжрхпостй. Детали должны иметь гладкую lEorapv кость — без еаишей, раковин, трещин, їабоии, отколов; лнутрекнме ик полости додаси Ы бЫТЬ Я ИСТ],I ми. Профиль резьбы должен быть полном, без сорванных нстек и зау сенцев, шпиндели задвижек отполированы, ход запорных орг^ниь армаїуры [неявным, Лез эдздлиий Необходимо, чтооы риски на торцах кпалрдтпи нробковык,. шаровых цчноіі соответствовали направлению движения среды.

Сальниковая набивка должна быть пропитана смазоч­ным материалом и уплотнена так, чтобы не создавалось значительное сопротивление при закрытии и открытии арматуры. Набивку уплотняют так, чтобы при эксплуата­ции ее можно было еще уплотнить (подтянуть).

Риски, царапины, раковины, деформации на уплотни­тельных поверхностях не допускаются. Качество этих по­верхностей проверяют, нанося на них мягким грифелем или мелом в нескольких местах риски в радиальном на­правлении (16—18 рисок в зависимости от диаметра арма­туры). Уплотнительные поверхности приводят в соприкос­новение и два-три раза поворачивают на четверть оборота в противоположных направлениях. При хорошо притер­тых поверхностях риски равномерно стираются. Дефекты на уплотнительных поверхностях, обнаруженные при ос­мотре или испытании на герметичность, устраняют. Спо­соб исправления зависит от величины дефекта: забоины, риски, раковины глубиной более 0,33 мм устраняют ме­ханической обработкой на токарных, строгальных, шли­фовальных станках; глубиной 0,3—0,01 мм — шабрением вручную или механизированным инструментом; менее 0,01 мм — притиркой. Некачественные резиновые уплот­нения заменяют.

Притиркой уплотнительных поверхностей устраняют­ся малейшие неровности, что обеспечивает герметичность уплотнения. Притирку выполняют путем взаимного пере­мещения уплотнительных поверхностей, на которые на­несен слой абразивного материала. Для притирки исполь­зуют абразивные пасты, состоящие из порошка (70—80% по массе) и парафина (20—30%). При предварительной притирке применяют корундовый порошок. Для оконча­тельной доводки употребляют пасту ГОИ, которая состо­ит из оксида хрома, стеарина и селикагеля. Пасту ГОИ — полировальная паста, разработанная Государственным оптическим институтом, выпускают трех сортов: грубую черного цвета, среднюю — темно-зеленого и тонкую — светло-зеленого цвета.

Ревизия, притирка, испытание арматуры

Рис. 28. Притирка арматуры вручную (а) и на станке ВМС-42 (б):

1 — тиски; 2 — корпус; 3 — < — pqriorwt S злжимнов устрой­

ство; 6 — электродвигатель; 7 — иг го*: в — люґп и што*а; 9 — диск; 10— кольцо

Притирку вручную выполняют елодуюшим образом <рмс, 2Xd). O’lHlUdJOT npMTlfpritMUe ПОВерїНОСТИ ОТ ІШЛИ, гриш* и насухо вытирают. Затем корпус крана іажнмают у тисках отверстием а верх. Г1а пробку клн конический при ТИР НіШОСЯТ рОБНЫМ СЛОЄМ ІїбрЯЗИИНуЮ С1ЧС-Т>,1 Л ОС 1C 4Cjrn nfinjJAT li прнтнрпеыое отверстие. Hu хвостовик Пробки или притира пічеиают іюроток н ир&шдюг. делил неполные обороты ти и однц то в другую сторону,, после чего совер­шают іi^Jtный оборот, После 15— 20 оборотов пригар вы нимагот, насухо протирают іряпкой, ііпігослгг на нечо лй — раэлкмую гтзету imroau прололюют совместную притирку пробки і: кранолі до теч пор. пока притираемые поіирчно — слі не стпнут матовыми.

Качество притирки проверяют мелом или цветным ка­рандашом. .Для этого вдоль конической поверхности проб­ки проводят мелом черту, вставляют пробку в корпус и совершают 1—2 полных оборота с легким нажимом. Если меловая черта равномерно стерлась, значит, пробка при­терта правильно. Для ускорения притирки можно исполь­зовать ручную дрель, к которой прикрепляется притир.

Для притирки седел вентилей применяют деревянные диски с рукоятками (притиры), оклеенные шлифоваль­ным полотном, иногда их обтягивают кожей, на которую наносится притирочная паста.

Задвижки притирают на станке ВМС-42 (рис. 286). На нем можно одновременно притирать диски двух задвижек диаметром от 50 до 200 мм, которые закрепляют в зажим­ном устройстве. Шток задвижки, помещенный в зажим, получает возвратно-поступательное движение от электро­двигателя через клиноременную передачу и редуктор. Шток перемещает диски задвижки по уплотнительным кольцам, осуществляя притирку сопрягающихся уплотни­тельных поверхностей.

Гидравлические испытания арматуры проводят для проверки прочности корпуса и других деталей арматуры и герметичности запорного органа, сальниковой набивки и других уплотнений. Арматуру для систем отопления, холодного и горячего водоснабжения испытывают гидрав­лическим давлением в 1 МПа в течение 120 с или пнев­матическим в 0,15 МПа в течение 30 с, при этом падение давления не допускается. Арматуру для газопроводов низ­кого давления испытывают на прочность гидравлическим или пневматическим давлением в 0,2 МПа и на плотность запорного органа, сальника и других элементов — пнев­матическим давлением в 1,25 рабочего давления. Пробко­вые краны для газопроводов низкого давления испытыва­ют на плотность при насухо притертых уплотнительных поверхностях в течение 300 с, при этом падение давления не должно превышать 0,1 кПа (10 мм вод. ст.), и при нор­мально смазанных уплотнительных поверхностях, когда падение давления не допускается.

Для испытания арматуры используют специальные при­способления, ванны и стенды. При испытании на прочность арматуру цкрепли»г в приспособленKIL Затем открьгвгппт крзи и ‘крез трїбопроікуі юпаїнлкіт испытуемую армату­ру рпдоИ Лоос этот поднимают дшшеиис до зздлннога. IH4140HH1L, ноддержмид его D течение 120 с, В иго лремя

ПрЫЯТУРУ ОСМатрІГБДШТ И ПЫНШ1ЯЮТ дефектЫ-

Для ТОГО чтоои определить герМСКичиоСгПЬ ійіІОрНОШ иргзнл, с05 закрывают к поднимают ддаление в ннжней чаези корпус ли заданной величины t-слн в этим случае пода не латегегт, то запори ыИ оріансчншся герметичным (рис. 29>.

Испытание эадйимхтс J1 вдщюП полностью механтнро — gnito. При испытанны на прочность задвижка тажнмзетси

ІШЕВМОІІІШІІДрйМН с заглушками, II ЬіІННЦ поднимается пневмоцнлшілром. При этом задвижка пилностыо погру ■ жаетсв в волу, JiLrcM п полость зцдрнжіік подается сжатый 1И4Д>’К. Поднимиюш. чсся пузырыот роздули уклзЫЬНОТ Hil дефекты в корпусе нли сальнике. После испытания ванна онуенкяга <рнс. 29 6).

Ревизия, притирка, испытание арматуры

Рис. 29. Приспособление (а) и апнна (б> для испытания арматуры:

I — испьнуемая лузийгуум/ 2,7.8— дрпни, 3 — малиик,1 4 — диви; 5 — фланец; 6 — кр^Аопричил; 9, 12— пнвяыпци-лнщьши,’ 70 — здтушки,’

II — ванна

При испытании арматуры на герметичность закрытую задвижку помещают в ванну и к задвижке с одной сторо­ны прижимают заглушку с прорезями (для выхода воды). В полость задвижки пода, ется вода. Если запорный орган негерметичен, вода будет просачиваться через задвижку и прорези заглушки.

При обнаружении негерметичности арматуры дефекты устраняют и испытания проводят повторно. Негерметич — ность сальника устраняют подтягиванием накидной гай­ки или фланца крышки. Если невозможно устранить течь подтягиванием, сальник разбирают, осматривают и заме­няют сальниковую набивку. Если материал, использован­ный при набивке сальника, неизвестен, то его выбирают в зависимости от температуры воды, проходящей через арматуру. При температуре воды до 60*С применяют саль­никовую хлопчатобумажную набивку: ХБП и ХБТС. При более высоких температурах используют асбестовые на­бивки или фторопластовый жгут.

При замене сальниковой набивки в задвижке снимают крышку сальника и вокруг шпинделя кольцами уклады­вают сальниковую набивку Для образования колец набив­ку предварительно разрезают на отдельные куски так, что­бы концы их сходились встык, но не находили один на другой. Кольца сальниковой набивки укладывают одно на другое со смещением стыков на 90°. После укладки набив­ки крышку сальника ставят на место и затягивают.

Сальниковую набивку кранов и вентилей выполняют в виде плетенки, обернутой несколько раз вокруг шпинде­ля. После укладки сальниковой набивки навертывают на­жимную гайку, уплотняя набивку.

Негерметичность металлических уплотнительных по­верхностей устраняют притиркой. При негерметичности резиновых, фибровых и других прокладок их заменяют. Если материал прокладок неизвестен и температура воды, проходящей через арматуру, не более 60°С, то для изготов­ления новой прокладки используют резину, при темпера­туре до 140“С — теплостойкую резину, паронит, фибру.

Меры безопасности. Ревизию и испытания арматуры обычно проводят на специальном участке трубозаготови — тельного цмки моіггажного Осматривают, раэбира­

ні і и собирают лрматуру ля столах, оборудованных тиски*

МИ, МЖНМДМИ, КЛЮЧДЫИ, Г(рн рээ&оркс 11 сборке ПрМаТурЫ

собднадпют ті; ж." іграміла техники Безопасности, что и при сборке ре иьбоиых соединений.

Притирку уплагнитсльных поверхностей арматуры про­изводят при надежна иакреиленнаи арматуре и притирах. Абразнлную пы iii, образующуюся при ра&оте. следует уди — л-тїь отсосами. С притирочными настамн необходима об­ращаться осторожно, гик кгнк они содержит кислсґш

Перед Проявлением гндраНЛИ’ГССЫИ HCHmuHllft прООС — рятаг испршнмстъ трубопроводов* соединении, заглушек, измерительных приборов, ОборуДоВИННЙ. Испытуемая iip — мзтурл и детали доля ни быть прочно закреплены При зажиме арматуры ПНЄВМОШІЛНКДрШнШ НСЛЬЗЯ. ІГрЖіП І» рухи Bft. nmn заглушек, чтобы папыш не попали пол них При пкевмптнчеіда<х испытаниях с погружением ч олігяу с по­лой они оборудуется предохранительной р=.-шс7К*..і;іь kojo — рш раїїмсішіетсч нал испытуемой деталью к надежно іяк — реплястсн Снимать решетку разрешается только после понижения давления.

Давление при испытаниях увеличивается постепенно и равномерно.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.