Ручная газовая сварка

При монтаже санитарно-технических систем наиболее широко применяют ручную газовую сварку. В процессе сварки пламя газов, сжигаемых на выходе из горелки, на­гревает кромки соединяемых деталей. Температура пламе­ни достигает 3150°С. Пламя газовой горелки имеет три зоны: ядро, восстановительную зону и факел. Сварку ве­дут восстановительной зоной пламени, где металл не под­вергается окислению и науглероживанию. Для газовой сварки используют горючие газы: кислород, ацетилен и пропан-бутановые смеси (рис. 34).

Кислород — газ без цвета и запаха, его получают из воз­духа и доставляют в стальных баллонах, окрашенных в го­лубой цвет. Кислород в баллонах находится под давлени­ем до 15 МПа.

Ацетилен — бесцветный газ с резким характерным за — тахом, представляющий собой химическое соединение углерода и водорода. Длительное вдыхание его может при­вести к отравлению. Раствор ацетилена в ацетоне под дав­лением 1,5—1,8 МПа доставляют к месту сварки в балло­нах, окрашенных в белый цвет. Чтобы предохранить аце­тилен от взрыва, в баллон набивают пористую массу из специального угля. Ацетилен можно получить также из клрйндв кал шин СаС, ь ацетиленовых генераторах.

Нропап-бугиамнмя смесь— бесш^гнык горюч и Я пи с рсшм ЗИТГПХО. М. Плотность его (нтаьши плоти леї л возлу-‘ ча. поэтому он собираетеjr (inniiy помещения, где ма^ет

OQpilJOKmiC* ИЗрЬТВООЛИСНШЯ. СМ^СЬ. С Mil.1!. В СЖИЖЕННОМ СОСТОЙ НИ II ПОД ДДНЛйпнем t,6 МПа люстацл ІГІСЛ’ В СТЛП LiH ЫV баллонах» окрашенных и крпсный user.

Давление горючих газов, нджуушшкея в баллонах, сни­жая* Г ЯО Д0ЙЛЄННН, необходимого для работы горелки (QJ—г-‘,4 МГЫ, пцетнленовычи м кислородн ым н рсісук* горами. Ці баллона можно отбирать ни до остигочного ЛлВЛенНЯ НС ниже 0.05 МПа. ПиЛИОСТЫКТ ципусыть lilJ Hi баллона иелмдь так klik лри тгои на эаваде потребуется провЕрка бвлдоко.

Принцип лсНстннд всех редукторов таков: газ подает­ся в камеру высокого давления. Клапан, прижатый пру-

Ручная газовая сварка

РЙС. 34. Оборудование для газовой сварки:

1,4— баллоны, 2.3 — редукторы, 5 — шланги; 6~ труба; 7 — горелка

жиной, не пропускает газ в камеру низкого давления. Что­бы открыть подачу газа, поворачивают регулировочный винт, который сжимает пружину и поднимает клапан над седлом. Так газ поступает в камеру и через вентиль в го­релку. При движении через седло давление газа, который преодолевает большое сопротивление, под клапаном сни­жается до 0,1—0,4 МПа. Если при заданном положении винта расход и поступление газа равны, то рабочее давле­ние остается постоянным и мембрана находится в одном положении. Если расход газа больше, чем его поступле­ние, то давление понижается. При этом давление на мем­брану и пружину уменьшится, пружина удлинится, клапан откроется, поступление газа увеличится и давление возра­стет до первоначального значения. При уменьшении рас­хода газа происходит обратный процесс.

Давление на входе и выходе редуктора контролируется манометрами. Чтобы исключить поломку редуктора при негерметичности клапана и повышении давления в каме-

Ручная газовая сварка

Рис. 35. Схема одноступенчатого редуктора:

а — редуктор закрыт; б — редуктор открыт; 1 — клапан; 2,6 — маномет­ры; 3, 8 — камеры; 4, 10 — пружины; 5 — предохранительный клапан; 7 — вентиль; 9 — мембрана; 11 — винт ре, установлен предохранительны И КЛЧПЛН. Пг1Ы1 ЛНухСТу-

пенчятыс редуктори, в которых дпплгнде raw вкачал* сни­жается до 1—5 МПа д затем лп рабочего, Эти редукторы более точно поддерживают заданное давление и не нуж­даются в частом регулировании (рис. 35).

Сварочная горепка служит лля смешении гпрючею тэа с r. iiLjopoBciM н получении cwpo’mc.-j’o пломсни. Количе­ств кнс-іородз н ацетилена, подаваемое к горслие, ]кч- лирукя — соопкгтстыгнно ьенійлями. В инжекторе клслорол, п ацетилен смешиваются. и через наконечник гарючпя смесь поступает в мундштук. Смесь сгорает на выходе из мундштука, создавая пламя, которое рлснлавліЕст металл. Горелки комплектуются несконькини смсннымн наконеч­никами, позволяющими евирниать детали различной ТОЛЩИНЫ (ркс. J6 д-в).

ПИбндо •_sififiKV Применяет для соединения труб со ctcukjmh толщиной до 4 мм без скоса их кромок. При толщине стенын йи/іес 4 мм на торцах труб должны быть

Ручная газовая сварка

Рис. 36. Газовая горелка:

а — общий вид; б — разрез; в — сменные наконечники; 1 — мундштук; 2 — наконечник, 3 — инжектор; 4, 7 — вентили; 5. 6 — ниппеля

сняты фаски под углом 40—50° с притуплением кромок на 0,5—1 мм. Для заполнения шва в качестве присадочного материала используют мягкую стальную проволоку, поверх­ность которой должна быть чистой и ровной, без окалины, ржавчины и грязи. Для газовой сварки труб из низкоугле­родистой стали применяют низкоуглеродистую проволо­ку Св-08 или Св-08А, для труб из легированной стали — легированную проволоку Св-08ГС, Св-12ГС; для оцинко­ванных труб — сварочную проволоку Св-15ГСТЮЦА ди­аметром 0,8—1,2 мм. Диаметр проволоки должен соответ­ствовать толщине свариваемого металла: 2—3 мм — при толщине стенок свариваемых труб до 3 мм; 3—4 мм — при толщине стенок 3—4 мм.

К подготовительным работам относятся разметка, рез­ка, очистка, правка соединяемых деталей, подготовка кро­мок, установка деталей в монтажное положение.

Разметку и реэку выполняют так же, как при гнутье труб. Детали очищают уа расстоянии 25—30 мм от места сварки. Их кромки должны быть высушены, очищены от защитного покрытия, грязи, ржавчины, заусенцев. Изог­нутые детали правят вручную на правильных плитах уда­рами кувалды, с помощью ручных или приводных прес­сов. Подготовка кромок заключается в том, чтобы придать им такую геометрическую форму, которая обеспечивала бы наилучшее качество сварного шва.

Элементы геометрической формы подготовки под сварку:

— угол скоса кромок 30—35′, образованный плоско­стью скоса кромки и плоскостью торца детали и вы­полняемый при толщине металла более 3 мм; отсут­ствие этого элемента может привести к непровару сварного соединения, перегреву и пережогу метал­ла;

— притупление кромок — нескошенная часть торца кромок, подлежащих сварке, обеспечивает устойчи­вое ведение процесса сварки при выполнении пер­вого слоя; если притупление кромок отсутствует, то могут образоваться прожоги.

Л. тл получении качествен нпгасйяркого шва івіор меж­ду крчмкпмн сйнрнвоеыыд встык трііЗ пр:і иу’гиоП газовой сварке должен быть длл труб со стснкой юлшинан ло 2,75 мм — 0.5 — 1 чм. от 1,75 до 3,5 нм — 1,0—1,5 м от 3,5 до 6 мм — if5—2 мм. Смешение кромок, ухудшающее ГфОЧ 11DLТНflic СНийСТМ Clllip( 10 ГО СОЄД J! ИеНИЯ 11 с поеобству — ппраллинлю не провода, допекается до 1036 оттоіі — шлчы свариваемых деталейг но не бллге 3 мм.

Рашость толщины сиарнпаемых летал сії не ЛОЛ ЖНИ превышать I ММ При ИХ Толщине НЄ 5CL-JCff Л мм, J мм при толщине 3—7 мм її 3 мм при толщине более 7 мм, Если толщина превышает указанные значення, потруби с боль­шей толщиной ленки цбрлбэтыащот механическим спо­собом (опилнпаютг), при этим уклон обработанной поверх — ПОСТИ ДОДЖИ Н Сьтгь НС более ) 5* К ОСИ труби.

Поело установки и закреплении соединяемых легален прош родят приыспку — сваряу и двух-трех точках. Дли­на нрнхмтах для поворотных шцаи — 10—<10 мм, для нс — тюноропшх — 10-60 мч; аисоти прпх&іігок сосгаьляет 40 ;п^ ТПДЩШШ СТеЫКН трубы. Зятем проверяют Пра — ВНЯТНОСТЬ рвеноложеннл соединяемых деГЛЛйЙ, После чего i is сваривают,

Сборной аша выполняют так. В шоп помешают ириса — дочнучз Проволоку ПОД углом 30—ад* К ШЯКрХНОСШ лета* лей и, равномерно прогревая ее и поверхность сваривае­мых деталей пламенем газовой горелки, расплавляют их. Шов обычно выполняют девой сваркой, при этом приса­дочная проволока находится перед пламенем горелки, которое направлено на несвариваеМую часть шва. Это обеспечивает равномерный прогрев места сварки, равно­мерную высоту и ширину щпл, высокую производитель ность.. Дня билес г-ааноніїрігого прогрева кромок, н лучше­го перемешивания металла сварочной ванны совершают зигзагообразные движения наконечника горелки и прово­локи.

При толщине стенок труб более 5 мм используют пра­вую сварку, при которой присадочная проволока находит­ся сзади пламени горелки и оно подогревает уже расплав — ленный металл.

При сварке пламя горелки направляют на металл изде­лия так, чтобы кромки свариваемых частей находились в восстановительной зоне пламени на расстоянии 2—6 мм от конца ядра. Конец присадочной проволоки должен постоянно находиться в сварочной ванне, защищенной газами восстановительной зоны пламени от окружающе­го воздуха. Не рекомендуется периодически вынимать проволоку из зоны сварки, так как в момент отрыва от сварочной ванны нагретый конец проволоки может вый­ти из восстановительной зоны пламени и окислиться.

Скорость нагрева шва регулируют, изменяя угол накло­на мундштука горелки по отношению к поверхности ме­талла от 20 до 90*. Малые углы наклона (20—50*) соответ­ствуют толщине металла 1—7 мм, большие (51—90*) — толщине 8—15 мм. Высота швов должна быть не более 2— 2,5 мм, по ширине шов должен перекрывать наружные кромки фасок .на 2—2,5 мм и плавно переходить к основ­ному металлу.

Газовую сварку неповоротных стыков при горизонталь­ном положении труб выполняют в один слой, снизу вверх с каждой стороны трубы, а поворотных стыков — также в один слой и в одном направлении.

Первый слой сварки наиболее ответственный. При его наложении необходимо полностью расплавить кромки и притупления, а затем тщательно проверить, нет ли тре­щин. Обнаруженные трещины вырубают или выплавляют, а исправленные участки вновь заваривают. Начало и ко­нец каждого из слоев должны быть смещены на 15—30 мм по отношению к началу п концу предыдущего слоя. Пос­ледний шов должен иметь ровную поверхность и плавно переходить к основному металлу.

При выполнении многослойного шва каждый последу­ющий слой ведут в обратном направлении по отношению к предшествующему. Замыкающие участки каждого слоя располагают вразбежку по отношению один к другому.

После сварки каждого слоя шов и прилегающую к нему

ІОНУ Р’СНШЛЮТ от UL’IIHW Н ftpiitir

II условия* иаплтоннг4пь. ных предприятий с парка жпык трубопроводов дкимеяроя 35—25 мм разрешается с при­менением кондукторои,. обсспс^шющмл правильную стыковку концов труб, и осуществлением контроля за ка­чеством стыковки и сварки.

Сварные сгміаі могут быть повороткими, нтоввритны — ми н *ки.;ырнкиы». Г! рн саарке noflopimttiM CTUXOD, приме­няемой мл jaronunnrL-JiLHM* предприятиях,, объект сварки передиигастея, я горелку располагают и нал&олк удобном положении (под углом 4V). При сларке неповоротнім стыков, наиболее распространенной при монтаже, объект с парки lit подвижен, 4 горелка перемещается гшоль штш. СімрКу стихол вКОЭЬфЬКОЫ* применяют при ондиншшн труб, когда они расположены (шпки * степс и наполнить понаротныИ или иепоиоротнын тык нельзя, Для этого нл единой Трубе срс:иют верхнюю часть Цкоанреки-) Зїттем т. іполнтог нижню*» чйсть стыкосюго шил только с виут — ренней стороны, а дплес верхнюю часть стыкоюго шва и «козырька» только с наружной стороны.

При изготовлении умой из труб диаметром до 25 мм монтажные стыки, подлежащие сварке и условиях строи — ТСЛЫПИЛ, нипШШЯЮТ ЕІВЛЛеСТОЧНЬїи СОЄДИН«ШЄЧ С lit’

пользованием раструбов или муфг. Это предохраняет СТГ ПОПИ.1НИЛ расплавленного металла ьиутрь труб при спорке it но-экшяег компенсировать неточности із размерах стрії — нтельных конструкций.

Оцинколанные грубы мот сварилать прн условии, если обеспечены цистный ОрООС ТОКСИЧНЫХ выделений 11 очистка цинкового покрытия на длину 20—10 мм с кос — лслуюншм покрытием поверхности шва и прилегающей эоны краскоП. содержи шен 94% цинковой пыли и 6% син­тетических связующих веще СП!.

При СЗ^рке іиОГНутмХ Труб лиане! рОМ ILI0 ММ I! менее ceapnois шов должен дослала штьси на ртсстаннин не ые — нсс 50 мм пт началэ ншібл эруйы li не менее 100 мм при больших диаметрах. На изгибе трубы допускается привар­ка одного патрубка диаметром не более 25 мм. Продоль­ные швы свариваемых труб не должны совмещаться, их следует повернуть одну относительно другой на угол не менее 90° (по периметру трубы). Расстояние от края при­вариваемого штуцера до кольцевого шва должно быть не менее 50 мм.

При сварке угловых соединений отклонение от перпен­дикулярности не должно превышать 2 мм на 1 м длины соединения. Смещение торцов труб или двух взаимно пер­пендикулярных образующих поверхностей не должно пре­вышать 2 мм при толщине стенки не более 4 мм и 3 мм — при большей толщине.

При сварке Т-образных и крестообразных соединений оси труб должны быть перпендикулярны, а ось привари­ваемого патрубка должна совпадать с центром отверстия в трубе. В местах расположения кольцевых швов прива­ривать патрубки не разрешается. В трубах диаметром до 40 мм отверстия для приварки патрубков должны быть просверлены или проштампованы на прессе. Применять газовое пламя для вырезки отверстий не рекомендуется. Диаметр отверстия в трубе должен отличаться от внутрен­него диаметра патрубка не более чем на 1 мм. Вставлять патрубок внутрь отверстия не допускается.

При сварке труб разных диаметров концы труб больше­го диаметра осаживают. Длина конусной части осаженной трубы должна быть не менее разности диаметров соеди­няемых груб.

Плоские фланцы приваривают с двух сторон. Привар­ка фланцев встык производится одним швом. Высота шва, зависящая от диаметра трубы, составляет 5—10 мм.

Сварку трубопроводов в зимних условиях можно про­изводить при температуре не ниже —30° С, при этом пе­ред соединением внутреннюю полость трубопровода очи­щают от снега, льда, стыки просушивают, место сварки надежно защищают от ветра и снега. При температуре воздуха ниже — 104С стык предварительно прогревают, равномерно перемещая горелку по периметру трубы.

Качество сварки контролируют систематически в про­цессе сборки и сварки. Внешнему осмотру подлежат все сварные стыки. Сварной стык не должен иметь трещин, рчікопки, imp. шиїлитіон и надрезов, не впаренных kpute — роп, подтеков шіплчшєішого металла внутри трубы По­верхность Jhuj ПО pecil eJ‘0 ЛЛИІіС ЛОЛЖЯІі быть рониня, слсгал иьшуклал, л щнрнип iiipj — HLr более і—істини — ны стенки трубы.

Дефекты исправляют так: свищи и трещины вырубают

ДО ОСНОВНОГО мет.- ■ 111, I.-IILV. I ■„ .-І ІІІІ’.м! . II IMV’.I п|„,-

варенные места дополнительно проваривают; лнишип металл выплавляют газовыми горялкдмн Исправлять де­фекты сварки подчекднкий не допускается.

Кислородная (глювдя) р* лки. Кислородная резка осно­вана на способности металла сгорать в струе технически чистого кислорода. При нагревании металла до темпера­туры горения (воспламенения) он сгорает в струе кисло­рода с выделением теплоты, которая передается нижеле­жащим слоям, и по всей толщине разрезаемого металла образуется узкая шс. чь (рм). Обралущивея го

рения (оксиды и шлаки) уаллнюгсд (выдутиися) ил облл — сти реза струей кнеларола. Кислородную резку ивдш выполняют с помощью резаков, работающих на ацетиле­не низкого давления (рис. 37).

Резак состоит из корпуса, рукоятки и ниппелей для присоединения соответственно кислородного и ацетиле­нового шлангов. К корпусу с помощью накидной гайки присоединена смесительная камера, в которую ввернут инжектор для засасывания газа. Кислород, поступающий в горелку ниппель, рииеталяетсл подиум управле­ниям. Чіпль кислородл, регулируемая вентилем 4Г посту­пит ч^рез нижексор в смсст-елпную кцкеру 12. Л эту же К. імсру ЧерЙЭ НИППЕЛЬ ГІ Л ре;улнруи»ции и£»ГТНЛ(і $ посту­пает ацетилен. В смесительной камере кислород-и ацети­лен образуют горючую смесь/ которая проходит « головке горелки, выходит через зазор между наружным и внутрен­ним мундштуками и сгорает, образуя пламя.

Ручная газовая сварка

Рис. 37. Ацетиленовый резак:

а: 1 — головка; 2, 13 — трубки; 3, 4, 9— вентили; 5, 6 — ниппели; 7 — рукоятка; 8 — корпус; 10 — инжектор; 7 7 — гайка, 12 — камера; 14, 15 — мундштуки; С — приспособление для резки труб; в — приспособление для вырезки фланца

Другая часть кислорода, регулируемая вентилем 3, про — ходит через трубку 2 к головке К откуда выходит через центральный канал мундштука № и образует режущую струю. Чтобы облегчить перемещение резака, используют простейшие приспособления для резки труб и вырезки фланцев.

Вместо ацетилена для резки металла могут быть ис­пользованы пары бензина, бензола и керосина. В этом случае применяют бензо — и керосинорезы. Установка для

резки парами керосина или бензина состоит из резака, бачка для горючего и кислородного баллона с редуктором.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.